СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ:
Смотреть выпуски
ВЕСТИ. КРАСНОЯРСК:
Смотреть вечерний выпуск
ВЕСТИ. КРАСНОЯРСК:
Новый сайт программы
ВЕСТИ. ИНТЕРВЬЮ:
Смотреть выпуски
РАДИО РОССИИ. КРАСНОЯРСК:
Архив программ

ГТРК "КРАСНОЯРСК"
О компании
Техническое оснащение
Команда
Заслуги и награды
Контакты и координаты
Новости компании
Спецпроекты
Пресса о нас
Рекламодателю
Студия звукозаписи
Говорит и показывает КРАСНОЯРСК
ПРЯМОЙ ЭФИР
"Маяк" в Красноярске
"Радио России". Красноярск
О КАНАЛАХ
Россия-1. Красноярск
Россия-24. Красноярск
Радио России. Красноярск
Маяк. Красноярск
Интернет-вещание
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Смотреть выпуски "Вестей"
Слушать программы "Радио России"
ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ
Россия 1
Маяк
Радио России
Анонсы, промо

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНЕ
Красноярск  
Красноярский край  
Органы власти  
Экономика  
Наука и образование  
Культура  

ГТРК "КРАСНОЯРСК" | Пресса о нас








13.05.13 14:07 На краю земли

На мыс Челюскин не летают рейсовые самолёты. Попасть на самую северную оконечность России и Евразии можно только "спецбортом". Это пограничная зона, и находиться без разрешения посторонним людям здесь нельзя. Съёмочная группа "Вести. Красноярск" считает большой профессиональной удачей побывать на краю земли.

Архипелаг Седова
Трудный отлёт

…Второй день сидим в норильском аэропорту Алыкель. Здесь практически постоянный сильный боковой ветер, и даже в ясную погоду ни сесть, ни взлететь не может ни один самолёт. Именно такая напасть приключилась и с нами. Утром всё же вылетели. Удалось втиснуться в получасовое погодное "окно". Садимся в грузовой Ан-26. На Север летят полтора десятка полковников во главе с генералом Аркадием Чмыхайло. Он - руководитель новосибирского отделения пограничной службы ФСБ России. Летим сначала на Северную Землю. Там, на острове Средний, расположена пограничная застава. Перелёт занял почти четыре часа. В грузовом отсеке сидим, как селёдки в бочке. На посадке самолёт ощутимо бросило вправо. Юзом выходим на полосу. Страшно. Как потом объяснили пилоты, для этой ВПП такие происшествия - обычное явление. Кстати, этот аэродром считается самым северным в мире и постоянно действующим, исключая только взлётно-посадочную полосу на Северном полюсе. А ещё эти "воздушные ворота" являются запасными для кроссполярных перелётов.

Северные ворота мира

На заставе острова Средний служат человек двадцать. Десять месяцев здесь, два дома. Условия вполне приемлемые. Дома тёплые, хорошая кухня. Работает спутниковое телевидение, никакой оторванности от мира нет. Солдат-срочников тоже нет. Оказывается, их уже несколько лет как не призывают в пограничные войска. Самое низкое звание - прапорщик. Все добровольцы, контрактники. Именно на них держится погранслужба. Рядом с заставой расположен и бывший посёлок Средний. Удивительно, но раньше его населяло две с половиной тысячи человек - полярники, пограничники, геологи. Была своя почта, магазин и - внимание! - самый северный в мире детский сад! Сюда постоянно ходили 25 детей. В 90-е посёлок в одночасье стал нерентабельным, и люди уехали, оставив после себя опустевшие дома и море металлолома. Тягостное зрелище.

Погранзастава острова СреднийПрофессия - полярник

Едем на соседний остров Голомянный. Маленький клочок суши километр на полтора, где расположена метеорологическая станция. Полярников здесь всего несколько человек. За нами приехал очень симпатичный бортовой "Урал". Водитель Анатолий Омельченко живёт здесь больше двадцати лет, покидая остров только на пару месяцев в году. Шок! Оказывается, Анатолий собрал этот автомобиль из металлолома, который бросили после себя уехавшие на материк зенитчики. На все работы ушло более трёх лет. Да и сейчас брошенные автомобили - основной источник запасных частей для Толиного грузовика. Металлолома на Среднем много. Бывшие автомобили, радиоантенны и море, море двухсотлитровых бочек из-под горючего. Вывозить их отсюда попросту некому.

Сама станция состоит из двух строений. В жилом блоке квартируют две семьи и два молодых парня. Запасы им раз в год забрасывает ледокольный теплоход "Михаил Сомов". Тот самый, который в 1985 году полгода дрейфовал в Антарктике. Так что все аспекты снабжения приходится учитывать загодя - от спичек до дизель-генераторов. Страшно себе представить, что будет, если в навигацию не завезут топливо или продукты… Эта неприятность, едва не превратившаяся в катастрофу в 1997 году, случилась на мысе Челюскина - забыли доставить солярку. С полярниками топливом делились пограничники. Только так и удалось выжить.

Ещё один шок. Оказывается, на станции живёт, пожалуй, самый маленький полярник в мире. Андрюшу, которому сейчас всего 4 года, привезла сюда мама-метеоролог. Папа - тот самый водитель Анатолий Омельченко. Метрах в ста находится сама метеостанция. Когда туда идут люди, они всегда берут с собой ракетницы - отгонять белых медведей.

Рассказывает метеоролог Светлана Омельченко:
- В прошлом году на столбе сидела полчаса, наверное. Пошла на площадку, а он преградил путь. Пришлось взбираться на столб. Раза 4 стрельнула, мимо него пролетело. Ушёл...


…В конце взлётной полосы лежат два разбитых самолёта. Один - Ил-14 - с незапамятных времён, никто не помнит, как он тут оказался. Второе судно - грузовой Ан-12, упал лет десять назад. В плохую погоду промахнулся мимо полосы - виноват именно тот резкий боковой ветер, который доставил нам несколько неприятных секунд. Никто, к счастью, не погиб, но самолёт после аварии оказался никому не нужен. Командир плакал, глядя на свою искорёженную птицу. Ему сказали: успокойся, ты только что выиграл свой главный приз - жизнь! С самолёта же сняли всё мало-мальски ценное, да и бросили там, где упал.

Хатанга, единственная в мире дамба изо льдаОпасные вёрсты

Перелетаем в Хатангу и рано утром отправляемся к своей главной цели - самой северной оконечности Евразии, мысу Челюскина. В 18 веке Семён Челюскин не мог и представить, что можно по воздуху, за три часа долететь до места, к которому он добирался долгие 55 дней. Вязал на лютом морозе сыромятные упряжные ремни, разминая голой рукой закостеневшие на морозе узлы, пережидал в пути непогоду. Помогал собакам тащить нарту в гору или в вязком снегу, а и то час за часом протаптывал дорогу. Сейчас, конечно, тоже не легче. Малейший отказ техники - и можно остаться в глухой тундре навсегда.

Рассказывает командир Ми-8 Антон Аксёнов:
- Полёты в районе Крайнего Севера всегда представляют сложность. Безориентирная местность. Изменчивые метеорологические условия. Большая протяжённость маршрутов. А зимой - полярная ночь.


Край земли

Сейчас на мысе Челюскина работают метеостанция и пограничная застава. Всего несколько человек круглый год живут вдали от цивилизации. Сам по себе мыс пологий и ничем не примечательный. Даже не верится, что это - самый настоящий край земли! На оконечности стоит гурий, который в 1919 году сложил знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен. Именно таким образом норвежец пытался застолбить за своей страной территорию Северного Таймыра. При этом он бесцеремонно разломал каменные пирамиды, которые ещё до него сложили экспедиции русских путешественников Толля и Вилькицкого.

В советские времена здесь жили две с половиной сотни человек. Теперь - те же руины. Чуть в отдалении от мыса - небольшое кладбище полярников, тоже самое северное в мире. Сейчас главная задача пограничников – наблюдение за движением судов в проливе Вилькицкого. Это летом. А вот зимой главной задачей становится просто выживание. Все продукты, топливо, оборудование забрасывают сюда всего раз в навигацию. Причём с тем расчётом, чтобы застава продержалась в полной автономности минимум два года. Остальное - авиацией. Даже ёлку к Новому году привозят. Несмотря на то, что дорого, здесь государственные, а не коммерческие интересы. Ведь это наша, российская земля.


С 20 мая в программе "Вести. Красноярск" - серия специальных репортажей "Вести" на краю земли". 1 июня в 10.05 на телеканале "Россия" смотрите телевизионный фильм журналиста Дмитрия Бызова "На краю земли".


"АиФ на Енисее", май 2013 г.

АРХИВ 
р е к л а м а
п р о г р а м м ы
Смотреть вечерний выпуск
Все новости дня
События недели
Вести FM
Маяк в Красноярске
Радио России. Красноярск
Авторские фильмы


© 2017 «Государственный интернет-канал «Россия» 2001 - 2017. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК). Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: info@rfn.ru. Реклама на сайте: тел. +7 (495) 954-04-61, е-mail: contact@roden-media.ru, ad@vesti.ru. Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК.